Система смазки
Система смазки двигателя предназначена для
подачи масла для смазки и охлаждения подшипников и других трущихся деталей, а
также для удаления продуктов износа.
Структура
В общем случае система включает в себя следующие основные части:
- ёмкость для смазки (бак или картер)
- насос той или иной конструкции
- как правило — защитный редукционный клапан
- фильтр (иногда несколько)
- магистрали подачи смазки к потребителям (трубопроводы, каналы и др.)
- при замкнутой системе — обратные (отводящие) магистрали
- в некоторых случаях — также откачивающие масляные насосы (в основном в газотурбинных двигателях)
- иногда — маслоохладитель (радиатор или иной теплообменник)
Исполнение элементов системы смазки может быть совершенно
различным: так, на многих лёгких двигателях внутреннего сгорания
маслоохладитель конструктивно отсутствует (масло охлаждается за счёт омыва
картера воздухом); на некоторых двигателях (например, двигатель ЗМЗ-4062
автомобилей «Волга», двигатель воздушного охлаждения МеМЗ-968 автомобилей
«Запорожец», в комплекте с дизелем 2Д100 на тепловозе ТЭ3, на турбовинтовых
двигателях — к примеру, НК-12) установлены воздушно-масляные радиаторы,
некоторые двигатели (к примеру, тяжёлый дизель Д49) комплектуются водо-масляным
теплообменником, также встречается топливо-масляный теплообменник (на многих
турбореактивных двигателях).
Сильно различается и исполнение фильтров — они могут быть
полнопоточными (фильтрующими весь поток масла от насоса) и неполнопоточными,
разделяться разделяться на фильтры грубой и тонкой очистки. Так, на лёгких
двигателях, как правило, применён один полнопоточный фильтр тонкой очистки, на
устаревших двигателях (например, МеМЗ-968) применена лишь центрифуга. На
дизелях ряда ЯМЗ-236/238 (установлены на грузовиках МАЗ, Урал и др.)
установлены щелевой (сетчатый) фильтр грубой очистки и центрифуга тонкой
очистки, на дизелях Д49 — неполнопоточные центрифуги и полнопоточные фильтры
тонкой очистки.
Насосы же, напротив, как правило, не отличаются
разнообразием конструкций, в большинстве систем с жидкой смазкой применяются
шестерённые насосы, лишь в некоторых случаях (например, в поршневых
компрессорах) применяется пластинчатый (коловратный) или иной тип насоса. Так,
именно коловратным насосом оборудованы локомотивные компрессоры 1КТ, КТ-6, КТ-7
и промышленные ПК-3,5 и ПК-5,25, применяемые в том числе на локомотивах.
Текстовое содержимое доступно в соответствии с лицензией Creative Commons Attributions-ShareAlike (CC-BY-SA), http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/.
Источник: Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Система_смазки
Комментарии
Отправить комментарий